Илья Забежинский:
Знаете, в чем, мне кажется, величайшая пошлость нашего времени? В попытке пропагандировать Церковь. Некоторые думают, что это называется «миссионерствовать». Но когда мы пытаемся втемяшить людям в умы, что Церковь есть то, чем она на самом деле не является, когда мы думаем, что в этом деле все средства хороши, это называется «пропагандировать».
Величайшая пошлость, когда мы пропагандируем Церковь как средство для улучшения жизни. И вот эта пропаганда нам и кажется миссией, Евангелием, доброй вестью.
Хотите не болеть? Или поправиться поскорее? Утратили надежду на традиционную медицину? Идите в Церковь. Ваше здоровье в руках Божиих. Вот, смотрите, сколько средств! Здесь у нас мощи, тут чудотворные иконы, там святая водичка, а на свечном вы можете купить чудодейственное маслице!
Хотите иметь крепкую семью? Верного мужа? Заботливую жену? Идите в Церковь. Именно Церковь учит тому, что браки нерушимы, а измена даже под предлогом внезапно вспыхнувшей новой любви – преступление перед Богом. Когда весь русский народ соберется в Церкви, это будет страна крепких семей. Слова «развод» и «измена» навсегда перекочуют в словарь архаизмов.
Хотите иметь отзывчивых послушных детей? Идите в Церковь. Именно в Церкви ваших детей научат заповеди почитания родителей. Если все дети будут расти в Церкви, всякий Фрейд будет отменен и, кажется, даже переходный возраст никогда и ни у кого не наступит.
Демографическая проблема? Только Церкви по силам решить и ее. Когда все русские люди придут в Церковь, они все захотят рожать столько детей, сколько их даст Бог. И столько, сколько нужно государству. И уж не то что аборты делать, даже и предохраняться никто не захочет.
Казнокрадство, конфликты, несправедливость, дурные законы, коррупция… Когда все люди станут церковными, это все прекратится. Люди исправятся. Православные чиновники перестанут воровать. Православные правители будут принимать только богоспасаемые законы.
Православные гаишники на предложение взятки будут отвечать:– Спаси вас Господи! Я обязательно отнесу эти деньги в храм Божий!
Все станут добрыми, честными, отзывчивыми и ответственными. Наступят мир и благоденствие.
Сохранение и укрепление государства, всенародное единение, патриотизм – тоже невозможны без Церкви. Здесь Церковь объявляется единственной надежной и эффективной «СКРЕПОЙ». Только Церковь может дать идею, которая объединит народ. И что же это за идея? Идея сильной великой страны, гордящейся своим прошлым и уверенно глядящей в будущее. И как только страну здесь начинают звать «Родиной» или даже лучше «Отечеством», сразу эта идея представляется церковной, сразу становится ясно, что без Церкви здесь не обойтись.
– Люди! – кричим мы на каждом углу, – поглядите, какие мы полезные!
Вся наша официальная церковная риторика последних лет, да что официальная – проповеди на тысячах приходов превратились в пропаганду. Мы тщимся и тщимся доказать:
– Церковь полезна. Она эффективна. А жизнь наша еще пока неустроенна лишь потому, что люди этого не поняли, не разобрались. А вот когда все соберутся в Церкви, вот тогда и наступит благоденствие.
Мне вспоминается анекдот-притча из 90-х годов про то, как на углу Невского и Садовой стоит священник с кружкой и собирает на храм. Со скрипом тормозов к нему подруливает большой черный «мерседес», из него вылезает новый русский, бритоголовый, в малиновом пиджаке, как водится, достает из барсетки пачку стодолларовых купюр и несет ее священнику. В это же время с еще большим визгом тормозов к тротуару подруливает еще больший черный «мерседес», открывается окно, из него высовывается голова еще одного нового русского, который машет рукой и кричит:
– Э! Братан! Не давай! Оно не работает!
Оно не работает. Или работает, но не всегда и не так, как хотелось бы тому, кому надо, чтобы работало.
Помню, будучи человеком новоначальным, я с горячностью неофита уговаривал одну свою неверующую родственницу:
– А ты сходи к блаженной Ксении. Посмотри, сколько там людей исцеляется.
– Но ведь не все же, – ответила она.
Время нынче технологичное. Во всем важны верные алгоритмы: что за чем, в каком порядке, на какую кнопку нажать.
Технологична магия. А Церковь не технологична. То есть мы пытаемся впаривать ее нашим согражданам как самый верный и как раз самый технологичный инструмент для решения наших проблем, а оно не работает.
Не работает, потому что – обман
Вот здоровье.
Мы пропагандируем православные чудеса исцелений. Но излечившихся от антибиотиков, от новых сердечно-сосудистых таблеток, от технологий лечения рака, от новых методик проведения операций – в разы или даже на порядок больше, чем мы можем зафиксировать в наших летописях исцелений. Кто пойдет к Ксении Блаженной за понижением давления, если можно просто проглотить таблетку? Это с одной стороны. А с другой – сколько не утешенных, так и не обретших исцеления от православных мощей и чудотворных икон!
Оно не работает!
Или семья.
Можно томами издавать сладко-паточные жития Петра и Февронии или Анны Кашинской и князя Михаила:
«Быстрокрылая моя голубица! – воскликнул князь.
– Что ты хочешь мне сказать, о ясный ты мой сокол? – отвечала княгиня».
А статистика даже наша, церковная говорит, как оно есть на самом деле.
Например, в городе Санкт-Петербурге за последние три года в среднем на 67 тысяч гражданских браков в год приходится около 37 тысяч разводов. Из них на 1750 церковных браков (венчаний) – порядка 850 разводов. Соотношение точно такое же, как и вне Церкви.
Не работает.
Давайте посмотрим на послушных детей.
Истории про детей из церковных семей, которые детство свое провели в храмах да воскресных школах, а повзрослев, хорошо, если просто охладели к регулярной церковной жизни, а чаще просто стали ее врагами. Это же общее место. Сколько таких историй на каждом приходе?
Ему говорили от рождения: «Постись!», ему говорили: «Молись!» Ему говорили: «Хорошо учись!» Каждое воскресенье строем в храм. Телевизор – на помойку! Интернет – зло!
А ему исполняется 15 лет, он бросает школу, идет мыть машины и на первые же заработанные деньги покупает себе телевизор, потом игровую приставку, потом компьютер. А на предложение пойти в воскресенье в храм перед носом у рыдающей матери закрывает дверь в свою комнату на ключ.
Это вы называете «работает»?
Демография.
Не так и много многодетных семей в православной среде. Опыт, который говорит, что многодетная семья – это семья нищая, это семья с замученной бытом мамой и не менее замученным в поисках прокорма папой, перебивающаяся вещами с чужого плеча, этот опыт общеизвестен. Я ни капельки не против чадородия и добровольного нищенства. Я обеими руками «за». Лишь бы они были добровольными. И тут добровольность как раз и подводит. Не так уж и много многодетных среди православных. Ни к кому не хочется залезать в постель, но, похоже, и тут не обходится без различных способов корректирования рождаемости в каждой отдельно взятой семье.
Да и потом, разве православный человек рожает для страны, для государства? Православные рожают для Бога и для себя. Ну и государство, как будто углядев в этом некое предательство, оставляет наши многодетные семьи практически без ощутимой помощи: ах, для себя рожаете, ну и выживайте сами.
Великое могущественное государство.
Мне всегда в этом вопросе хочется привести в пример, простите, Америку. Разве православие стало той скрепой, которая создала это могущественное государство? Разве под православными знаменами граждане этой страны, преисполненные патриотизма, поют свой гимн? Разве из-за православной идеи там собираются со всего мира миллионы изобретателей, инженеров, ученых, писателей, художников, да просто трудяг? И почему 6 миллионов наших православных братьев – граждан Америки горячо любят свою родину Америку, а не Россию, например? Они что, недостаточно православные?
И разве не самый православный русский народ сам же 100 лет назад растоптал собственное православие и почти уничтожил свою Церковь?
Можно много говорить и спорить про это. Но всегда хочется спросить в начале спора:
– Был ли Христос патриотом?
Многие думают, что Церковь – это про то, чтобы люди стали хорошими. Были плохими, а сюда пришли и начали улучшаться. Мало кто хочет осознать, что Церковь есть соединение людей грешных, людей кающихся. Людей, которые на практике даже не приступили к исправлению, но которые мучаются тем, что не приступили.
Которые даже, может быть, и не желают исправляться, но мучаются и самим своим нежеланием.
Это не значит, что люди не становятся лучше или не исправляются. Многие исправляются. Многие улучшаются. Скорее даже не многие, некоторые. Но даже и те, которые исправляются, то исправляются не ради исправления, а те, которые улучшаются, улучшаются не ради самого улучшения. Ведь того, кто вдруг увидел, что исправился и стал лучше других, в Церкви не назовут иначе, как «живым сатаной». А ради чего тогда?
И тут мы подошли к тому, что главное, к тому, что является причиной неудач всех наших обещаний практической пользы от Церкви.
То, чем мы занимаемся, предлагая людям Церковь как средство, – не просто пошлость. Это обман. Мы навязываем нечто не по своему прямому предназначению. И именно поэтому оно не работает.
Церковь – это не про здоровье, и не про крепкую семью, и не про послушных детей, и не про то, чтобы плохие люди стали хорошими, и не про крепкое государство.
Церковь – это единственно про Христа.
Ты можешь прийти в Церковь за здоровьем и не получить его.
Можешь прийти за семейным счастьем, за детками, и не получить ни того ни другого.
Можешь не получить здесь финансового благополучия или хорошей интересной работы.
Можешь не получить квартиры, машины, справедливого решения в суде или победы над несправедливым врагом.
И хорошим человеком, скорее всего, не станешь. Посмотрите на святых, кто из них считал себя хорошим человеком?
Но обвинять надо в этом не Бога. Виноваты те, кто привел тебя сюда за ложными целями, те, кто благовествование подменил пропагандой. И теперь тебе кажется, что тебя обманули. А тебя действительно обманули.
Бог может все это дать тебе, если оно тебе полезно, или не дать, если во вред.
Но есть обетование, которое Бог действительно дал однажды, и поэтому лишь оно всегда исполняется.
«Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
И вот тут вроде бы самое время нам возмутиться, потому что не все дает Бог, о чем просим, не все получаем и не все находим. Но в самом конце отрывка Господь Сам и разъясняет нам, о чем это обетование.
«Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него».
Это обетование – про Самого Бога. Бог дает Духа, вот что важно! Бог обещает нам Самого Себя!
Ты можешь ничего не получить в Церкви у Христа из того, за чем ты туда пришел. Но ты всегда получишь здесь Его Самого.
Христос – это существо Церкви, это смысл Церкви, это сама Церковь.
Церковь – не средство. И не смейте пропагандировать ее как средство!
Церковь – Цель и только Цель. Потому что Цель – Христос!
Поэтому и проповедь наша тщетна, что мы проповедуем землю, а надо бы проповедовать Небо. Мы проповедуем славу земную, а следует проповедовать Славу Небесную.
И когда мы кричим на телеканалах или уговариваем с амвонов, как мы, Церковь, полезны в этой земной жизни, мы ведем себя как шарлатаны. А люди нам не верят. Иначе почему их нет в очереди к Чаше? И правильно, что не верят.
Долой пропаганду!
Единственное, что нам стоит нести в этот мир – это Христа распятого.
Да, пускай для иудеев соблазн.
Да, пускай эллинам безумие.
Да, пускай в мире Он, распятый, никому не нужен.
Но больше нам нести в этот мир нечего.
***Второй текст:23 января 2013 г.
Монтирую передачи центра материнства «Колыбель». Хорошие люди, дай им Бог здоровья. Но как же меня бесит, когда я слышу чуть не каждый раз: «Укрепляя семью, мы укрепляем государство», «от того, насколько будут крепкими наши семьи, зависит, насколько крепкой будет наша матушка-Россия».
На этом месте я бы схватилась за револьвер, но у меня его нет, и я хватаю шоколадку, чтоб заесть эту каку. «Пойду-ка, — думает православный мужчинка, — помирюсь, что ль, с Машкой, а то нехорошо, матушка-то Россия ослабнет… Да и супружеский долг надоть бы тоже… во имя укрепления…» Это даже уже не смешно.
http://ahilla.ru/golos-ameriki-na-pravoslavnom-radio-chast-2/